Четверг, 21.11.2024, 09:23

Европа рядом

Меню сайта
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Барселона Гауди

Шедевры гения архитектуры

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Дата строительства
1883-1926
Местоположение 
Испания
Регион
Каталония
Архитектурный стиль
разновидность стиля модерн
Описание
чудеса архитектуры 19 и 20 вв.

Божественный архитектор

             Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926) реализовал за свою жизнь 18 архитектурных проектов. Большинство выстроенных каталонским зодчим зданий находится в Барселоне. Столица родной провинции стала для него домом и лабораторией, где он ставил свои странные архитектурные опыты. 
             Каждое творение испанского гения дышит свободой. Кроме чувства меры, которым всегда отличался архитектор, и, пожалуй, бюджета, фантазию Гауди ничего не сдерживало. Пластичные криволинейные формы, словно подсмотренные у природы, и смелое комбинирование материалов, фактур и цветов стали приметами личного стиля Гауди уже в молодые годы.
             Смелые и экстравагантные идеи молодого архитектора не приходились по душе муниципальным властям, заказавшим его первое здание. Мало того, что оно имело вызывающе странный вид, но еще и смета оказалась просто огромной. Гауди никогда не пытался сэкономить, проектируя новое здание, — полет его безудержной фантазии было практически невозможно ограничить заранее определенной суммой. Чертежей вольнодумец не делал, строя по наитию и полагаясь на природное чувство гармонии. Так, порой целые помещения, не понравившиеся архитектору, могли пойти под снос. Оспаривать его решения пытались немногие. Вмешательства в творческий процесс он не терпел. 
Такое отношение к работе и ее необычные результаты привлекли других клиентов — местную буржуазию, обеспеченную и следящую за модой часть населения. Большинству из них хотелось поразить воображение соседей своим жилищем, работы Гауди подходили для этого как нельзя лучше. Именно частные дома, созданные им, сейчас являются главными достопримечательностями Барселоны.
Его здания похожи то на диковинных животных, то на растения или скалы. Чтобы не резать помещения, он придумал собственную безопорную систему перекрытий. Безудержная фантазия сочеталась с тонким математическим расчетом, умением и желанием экспериментировать с новейшими строительными материалами.

Собор Святого Семейства

             Главным и самым удивительным творением Гауди, безусловно, является собор Святого семейства, Саграда Фамилиа.

         Возведение храма было начато без участия Гауди. Идея создания храма, к слову, исходила не из церковных кругов — ее выдвинул Хосе Мариа Бокабелья, лавочник и книжник в одном лице. 
         19 марта 1882 года, в день святого Иосифа, с приличествующей случаю торжественностью в основание будущего собора заложили первый камень. Но планы скоро расстроились: из-за внезапно возникших разногласий архитектор Франсиско де Паоло де Вильяр, избранный руководить строительством новой святыни, отказался продолжать работу. И тогда для воплощения своих идей Бокабелья нашел талантливого 30-летнего архитектора Антонио Гауди. Молодой, общительный, обаятельный человек, аристократ и денди, страстный патриот родной Каталонии, новатор в архитектуре, Гауди принял это предложение, даже не предполагая, что Сагдара Фамилия окажется делом всей его жизни.
          Антонио сходу отказывается от проекта своего предшественника и предлагает новый. Он задумывает возвести храм-«книгу», грандиозные каменные «страницы» которой расскажут о земной жизни Христа от Рождества до смерти и Воскресения. Саграда да Фамилиа — это пересказанный в камне и бетоне Новый завет.

          Гауди взял за основу свой любимый готический стиль. Но он не собирался слепо копировать форму средневековых соборов, а мечтал вернуть их забытое содержание — динамику, устремленность вверх, тягу к небесному. Для этого ему предстояло решить сложнейшую техническую задачу: построить собор без неизменных атрибутов готики — контрфорсов и аркбутанов, необходимых для распределения веса конструкций, этих «костылей», как презрительно называл он их. «Традиционная готическая система — мертвая система. Ее можно сравнить с человеческим существом, скелет которого, вместо того чтобы гармонично удерживать различные части тела, был раздавлен плотью, которую он поддерживал, и нуждался в подпорках любого рода», — писал Гауди.

          Почти 12 лет понадобилось ему, чтобы решить проблемы, возникшие при возведении 45-метровых стен нефов. Он много экспериментировал, строил гипсовые макеты, плел удивительные веревочные конструкции, и все это для того, чтобы преодолеть притяжение материи, сделать камень зрительно невесомым. В результате привычные готические стрельчатые арки в творении Гауди стали параболическими, контрфорсы сменились внутренними уступами, выполняющими ту же функцию, но более изящными, а наклонные колонны ветвились, как крона дерева, — так лучше распределяется нагрузка.


         Чтобы еще больше подчеркнуть легкость и вертикальную устремленность храма, внутренним колоннам Гауди придал спиральную форму, заставив их «стремиться все выше, испытывать желание жить собственной жизнью». «Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды», — ... Таким Гауди видел величайшее из своих творений.

         Гауди отдал храму 43 года жизни, а с 1910 года и вовсе занимался лишь им, отказывая своим многочисленным заказчикам. Гауди знал, что ему не суждено увидеть храм завершенным. Некоторые, правда, и вовсе считают, что тайный замысел Гауди — вечное строительство собора.

         Строительство великого собора продолжается и по сей день. Сегодня каждый турист, заплатив 9 евро за посещение храма, может тем самым внести посильную лепту в завершение собора. Подсчитано, что при нынешнем темпе поступления денег строительство будет окончено в 2022 году. Если планы осуществятся, то с момента закладки первого камня до окончания всех работ пройдет 140 лет. Небывалые сроки для нашего времени! «Мой заказчик никуда не торопится», — имея в виду Бога, повторял в таких случаях Антонио Гауди.


Парк Гуэль

           Парк Гуэль — это однозначный шедевр работы гения Антонио Гауди, создававшийся им с 1900 по 1914 год. Парк расположен в районе Грасия, на холме пригорода Валькарка, который находился довольно далеко от центра города по тем временам. Инициатива создания парка принадлежала каталонскому промышленнику, меценату и политику, давнему покровителю Гауди Эусебио Гуэлю, чье имя и получил парк. Гуэль вдохновился идеей английских городов-садов и захотел создать что-то подобное рядом с Барселоной, для чего и выкупил 15 гектаров земли в этом месте. В будущем городе-саде планировалось построить 40 домов и вилл для состоятельных горожан, но в итоге весь проект обернулся огромным экономическим провалом, и из 40 планировавшихся зданий возвели только три, в одном из которых с 1906 года и почти что до конца жизни жил сам Гауди (сейчас там находится дом-музей великого архитектора). Город-сад не получился из-за своего расположения — ни далеко, ни близко от центра, что не особо устроило потенциальных жильцов. В итоге наследники Эусебио Гуэля продали парк городским властям, которые открыли его для посещения простым людям.


          В парке как нельзя лучше отразилась любовь Гауди к природным, извилистым и волнистым формам, которые здесь непосредственно и небывало естественно вплетены в природный ансамбль, то, над чем будут биться архитекторы через не один десяток лет.
          У входа в парк со стороны улицы Olot гостей встречают два сказочных «пряничных» домика, один из которых увенчан крестом, а другой — грибом (в первом сегодня расположена администрация парка, во втором — сторожка). После входа начинается удивительная изогнутая лестница с небольшими фонтанчиками, гербом Каталонии, фигурами животных, самая знаменитая из которых — разноцветный мозаичный дракон, который стал уже одним из символов Барселоны. Лестница завершается у Зала Ста Колонн, в котором, на самом деле, только 86 дорических колонн, поддерживающих извилистый сводчатый потолок, также украшенный различным цветным стеклом, медальонами и т. д. В этом Зале отличная акустика, так что сегодня здесь часто проводятся различные концерты.

         Во время строительства парка Гауди приказывал рабочим приносить на стройку найденные по дороге битые бутылки, посуду, любые осколки, из которых затем получались удивительные по красоте и яркости коллажи. Именно такой коллаж и украшает знаменитую изгибающуюся скамью-парапет парка Гуэль, созданную соратником архитектора Жузепом-Марией Жужолем. Скамья находится на большой площадке-террасе рядом с Залом Ста Колонн. Профиль этой скамьи точь-в-точь повторяет изгибы человеческого тела, чего Гауди добился довольно просто — усадив на сырую глину одного своего рабочего и по оттиску его тела создав скамью. Говорят, мозаика этой скамьи сильно вдохновляла художников-сюрреалистов, в частности, Жоана Миро. В парке архитектором была также проложена продуманная система дорог и прогулочных аллей, проходящих через галереи с колоннами, которые выглядят почти как настоящие громадные птичьи гнезда и, собственно, такое название и носят.


          Этот уникальный парк в 1984 году вместе с домом Мила был внесен в список Мирового наследия ЮНЕСКО.

Дом Бальо

         Среди достопримечательностей Барселоны этот дом выделяется прежде всего своей архитектурой. Доходный дом Жозепа Бальо-и-Касановаса стоял с 1875 года и никто на него, кроме квартиросъемщиков и желающих таковыми стать, не обращал внимания. До тех пор, пока Гауди его не перестроил в 1904-06 годах. Заказчик первоначально планировал снести старое здание в пользу нового. Но архитектор знал, что и из старого дома можно сделать конфету.

         Сохранив исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, Гауди спроектировал два новых фасада. Главный фасад выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала. Кроме того, Гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель, и прибавил подвальный этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши).

        Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что позволило улучшить дневное освещение и вентиляцию здания.

        Многие исследователи творчества Гауди признают, что реконструкция дома Бальо является началом нового творческого этапа мастера: с этого проекта архитектурные решения Гауди будут диктоваться исключительно его собственным пластическим видением без оглядки на известные архитектурные стили.

       Наиболее замечательной особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тёсанного камня, добываемого на барселонском холме Монжуик, так и в оформлении интерьера. Существует множество толкований символики главного фасада, но, по-видимому, наиболее правильной является интерпретация здания как фигуры гигантского дракона — излюбленного персонажа Гауди, возникающего во многих его творениях. Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом. Меч Св. Георгия, вонзённый в "хребет дракона”, представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую "чешую” чудища и усеян костями и "черепами” его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов. За столь необычный вид дом Бальо сразу же прозвали в народе Домом Костей.

Дом Мила

        На Пассеич де Грасия возвышается Каса Мила — дом Мила, построенный Гауди по заказу коммерсанта Пере Мила-и-Кампс. Барселонцы придумали довольно ироничное прозвище "La Pedrera”, что на каталонском языке значит "Каменоломня”. Не без иронии, его называли также "Осиным гнездом” и даже "Паштетным пирогом”.

        Такой была реакция общественного мнения, которое после завершения здания оказалось в полной растерянности перед архитектурой Гауди. Это было что-то невиданное. Многим казалось, что дом Мила — это изображение каменной горы с рядом пещер, откуда исходит мощная жизненная сила. Другим форма фасада напоминала волны, следующие одна за другой, а здание, как живое, повторяло это движение. Ясно одно — мастер черпал вдохновение и идею замысла у природы.

        Здание имеет сложный криволинейный план. Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии отказался от этого, придав им ломаные очертания, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада.

        Проект этого здания Гауди стал новаторским для своего времени: продуманная система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, имеется подземный гараж. Предусмотренные проектом лифты не были установлены в ходе строительства и появились намного позднее. Здание представляется собой железобетонную конструкцию с несущими колоннами без несущих и опорных стен. Уникальные кованые решётки балконов стали результатом импровизации Жузепа-Марии Жужоля, который сотрудничал с Гауди и в других проектах.

        Если подняться на крышу дома, можно попробовать понять неистовую фантазию Гауди и поразиться ей: отсутствие оградительных перил, сады, свисающие над внутренними двориками, печные дымоходы, похожие на суровых стражников, скрывающих лица под капюшонами плащей, — вот что представится в этом абстрактном пейзаже. Это настоящий парк скульптуры.