Пятница, 06.09.2024, 21:06

Европа рядом

Меню сайта
Календарь
«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Бещады

Высокогорные луга
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
МестоположениеПольша, Словакия, Украина
Горный хребет
Карпаты
Дата основания парка1973 г.
Площадь национального парка292 км2
Наивысшая точкапик Тарница (1346 м)


Просторные, живописные горные пастбища, следы древних бойковских поселений, красивые городишки с многовековой историей, уютно расположившиеся у подножия гор и скалистые вершины, возвышающиеся над всем этим великолепием. Это – Подкарпатье. А точнее - Бещады. Самые дикие горы в Польше. 

Для защиты этих уникальных природных экосистем, в 1973 году был основан Национальный Бещадский заповедник, площадь которого составляет 29 200 гектаров. В 1992 году, под эгидой ЮНЕСКО, Бещадский парк был включен в состав международного биосферного заповедника «Восточные Карпаты», в целях сохранения уникальных буковых лесов и карпатских полонин. Прекрасно проложенные туристические маршруты делают Бещады одним из самых востребованных туристических объектов Речи Посполитой.

Сянская долина

Река Сян (Сан) – правый приток Вислы с общей протяжностью 444 км. Ее источник находится на украинско-польской границе возле Ужоцкого перевала. В своем верхнем русле Сян протекает через Бещады, перелом находится между Отрытем и Толстой. В околицах городка Санок можно насладиться живописными изгибами реки, которая в этой части Польши отделяет крутые лесистые склоны Слонных гор и Пшемышльского взгорья от блее спокойных ландшафтов Дыновского предгорья. Это – одно из излюбленных мест для любителей сплава на каяках, рыболовов и пловцов. Долина Нижнего Сяна тянется от Брамы Пшемышльскей, где река полностью теряет свои гарные характеристики, и заканчивается возле Сандомежа, где Сян впадает в Вислу.

Долина Вехнего Сяна – очень интересна, благодаря своему уникальному ландшафту. Здесь река протекает по краю пустынной Бещадской котловины. Здесь вы увидите ценные торфяные болота и остатки бойковских сел, жители которых были выселены из этих мест после II мировой войны. К сожалению, большая часть долины Верхнего Сяна не доступна для туристов.

Очень красивый отрезок маршрута – часть долины между Затварницой и деревушкой Райской, где Сян впадает в Солинское озеро. До войны здесь были бойковские села Хульске, Крыве и Творыльне. До сих пор сохранились развалины старой церкви, кладбища, остатки домов и пивниц (подвалов). Верхняя часть Сянской долины наверняка будет открытием для тех, кто ценит красоту нетронутой природы.

Солинское озеро

Солинское озеро называют «бещадским морем». Это – идеальное место как для начинающих яхтсменов, так и для опытных моряков. Окруженное красивыми холмами, Солинское озеро славится непредсказуемостью направления ветра, что для многих любителей водных видов спорта является настоящим вызовом. Никакой другой польский водоем не требует от спортсменов столь высоких профессиональных качеств и не предлагает столько удовольствия от плавания. Летние бури частенько вызывают огромные волны, которые с легкостью переворачивают лодки менее профессиональных моряков. Солинское озеро – невероятная возможность испытать настоящее удовлетворение, как физическое, так и эмоциональное. Любуясь этими прекрасными пейзажами, хочется остаться среди них навсегда.

Вдоль береговой линии Солинского озера находятся более двухсот бухт, самые известные из которых – Телешницка, Завуз, Волковыя и Подлешечинска. После строительства плотины в 60-х годах прошлого века, под водой оказалось множество деревень, дорог и лугов. В южной части озера до сих пор можно увидеть уникальный Мертвый лес – из-под воды торчат верхушки некогда затопленных деревьев.

Бещадская железная дорога

В конце XIX в Бещадах началось грандиозное строительство узкоколейной железной дороги, которая должна была облегчить вывоз вырубленного леса. Это привело к экономическому росту деревень, расположенных вдоль линии дороги. Узкоколейка прекрасно себя оправдала и успешно функционировала на протяжении нескольких десятков лет, но в годы II Мировой войны была значительно разрушена. В 50 годах прошлого столетия, польские власти решили не реконструировать Бещадскую узкоколейку и занялись созданием новой железной дороги. Долгое время Бещадская узкоколейная дорога исполняет исключительно туристические функции. Составы по ней давно уже не ходили, а поржавевшие рельсы, пересекающие красоты Бещад, стали одной из главных достопримечательностей этого края. С 1997 года, благодаря стараниям Фонда Бещадской узкоколейки, был запущен туристический паровозик – «цюхця», который стал настоящей аттракцией для туристов. Маршрут – от Майдана до Смольника.

Команьча

Большой поселок, специализирующийся на зеленом туризме, расположен в долине Ославицы на границе Низкого Бескида и Бещад. Команьча была заселена уже в начале XVI столетия. Следы средневекового валашского поселения можно найти и в самом названии поселка – правдоподобно, оно произошло от балканского мужского имени Коман.

Благодаря своему расположению, Команьча частенько страдала от нападений разбойников и войск трансильванской династии Ракоци. Оживление этой местности наступило после 1872 года, когда был проложен железнодорожный путь от Пшемышля до Будапешта. В 1918 году население Команьчи - этнические лемки, подписало манифест о создании независимого Команьского государства и пожелало войти в состав Западно-Украинской Народной республики. К сожалению, этот акт был подавлен силами польской армии. После II Мировой войны и вхождения в действие плана Керзона, все лемки из Команьчи были принудительно выселены в Сибирь и на Дальний Восток. После 1956 года, часть коренных жителей Команьчи, сумевших выжить в сталинских лагерях, возвратилась в родные Бещады. В Команьчах активно процветает зеленый туризм, проводятся различные этно-фестивали лемковской культуры. В 2006 году в Команьчах сгорел один из самых уникальных памятников лемковской культуры – старинная деревянная церковь Богородицы, которую удалось частично восстановить в 2010 году.

Устрики Дольне

Этот городок считается негласной столицей Бещадского края. Устрики Дольне были основаны в 1509 году на территории Пшемышльской земли. Их основателем был Ивон Янчович – выходец из Семиградья (Трансильвании), который выкупил этот участок земли у короля и сменил фамилию на Устрицкий. Наследники Ивона владели Устриками Дольными до Третьего раздела Польши. С 1939 по 1951 год, Устрики находились в компетенции советских властей, во время чего из города было выселено все польско-язычное население. После 51 года была проведена замена приграничных территорий, и Устрики Дольне оказались в составе Польской республики. В этот раз из города вывезли украинцев, которых заменили поляки, перевезенные сюда из Сокали.

В Устриках Дольных сохранились несколько интересных объектов – греко-католическая церковь Успения пресвятой Богородицы (1874 г), прицерковное кладбище с красивыми надгробиями, железнодорожный вокзал (1872 г) и еще одна старинная церковь, построенная в 1831 году.

Бещадские горы – очень красивы. Только здесь можно насладиться неимоверной красотой разлогих полонин, бурных рек и древними строениями, напоминающими о истории лемков и бойков – гордых народов, некогда заселявших этот живописный прикарпатский уголок Речи Посполитой.