Пятница, 06.09.2024, 21:00

Европа рядом

Меню сайта
Календарь
«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сигишоара

Место, где живёт вечность


ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Дата основания 
XIII век
Местоположение 
Европа
Страна 
Румыния
Население 
 32 570 чел.
Площадь 
11 347 га


Город Сигишоара (венг. Сигешвар, нем. Шоссбург), расположенный в долине реки Тарнава — один из лучше всего сохранившихся средневековых городов
Европы. Его называют «жемчужиной Трансильвании». В 1999 г. памятники исторического центра Сигишоары были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Другое прозвание Сигишоары – «Саксонский Нюрнберг». Основанный в 1191 г. как один из центров области трансильванских саксов, этот город, подобно баварскому Нюрнбергу, рос и развивался как город мастеров. Его нижняя часть, расположенная у подножия средневековой крепости, была заселена ремесленниками, образовавшими, как и в других городах Западной Европы, множество цехов и гильдий. К концу XIV в. Сигишоара стала вторым по значению экономическим центром Трансильвании (после Сибиу).



В XIV-XV вв., когда над городом нависла угроза турецкого вторжения, жители Сигишоары начали строить на господствующем над городом холме могучую крепость с 14 башнями и несколькими бастионами. Каждый ремесленный цех был обязан построить на свои средства и в дальнейшем содержать один из участков городских укреплений. Так появились башни и бастионы Мясников, Портных, Сапожников, Кузнецов, Канатчиков, Жестянщиков… Весь мир средневекового города оживает в этих названиях.



Сегодня за стенами городской цитадели – в так называемом Верхнем городе - располагается 164 жилых дома и 13 общественных зданий. Выкрашенные в разные цвета средневековые постройки протянулись в два ряда вдоль узких улочек и переулков, хранящих атмосферу ушедших времен. Наиболее известный памятник Верхнего города – Часовая башня, архитектурный символ Сигишоары. Она известна также под названием башни Совета, так как в XIV-XVI вв. она служила местом заседаний городского совета. Основным назначением башни являлась защита главных ворот цитадели; в ней располагались арсенал и склад боеприпасов. Хранилась здесь также и городская казна: более безопасного места для этого трудно было придумать, ведь стены башни местами достигают толщины 2,35 м! Кроме того, здесь постоянно находился караул из 29 солдат.



Первоначально Часовая башня имела два яруса; позже их число увеличилось до четырех, а высота башни сегодня достигает 64 м, из них 39,5 м приходится на остроконечный шпиль. Он заканчивается маленькой золотой сферой, увенчанной флюгером в виде петуха. Четыре маленьких башенки, окружающих центральный шпиль, символизировали судебную автономию городского муниципалитета, которому было позволено применять, при необходимости, смертную казнь. В 1648 г. на башне были установлены часы, отчего она и получила название Часовой. Нынешний часовой механизм уже поздний, он привезен из Швейцарии в 1906 г. Помимо стрелок, механизм приводит в движение деревянные фигурки, символизирующие дни недели: например, вторник – день Марса,
бога войны, и его символом служит фигурка солдата. Помимо дней недели, здесь можно видеть другие мифологические и символические фигуры: двух ангелов, символизирующих день и ночь, богиню Правосудия с весами, богиню Мира с оливковой ветвью и богиню войны с мечом в руках.



С 1899 г. в стенах Часовой башни размещается Исторический музей, в котором, как в зеркале, отражена вся история городских ремесел и промыслов. Здесь можно увидеть сохранившуюся почти в полной неприкосновенности средневековую аптеку со всем оборудованием, а также собрание старинных часов.

Неподалеку от Часовой башни расположена Монастырская церковь – один из лучших памятников трансильванской готики. Первоначально она действительно являлась церковью доминиканского монастыря, основанного в 1298 г. В 1888 г. все постройки монастыря, кроме церкви, были разобраны, а на их месте сооружено ныне существующее здание городской ратуши. Монастырский храм представляет собой типичную для поздней готики трехнефную церковь; в его стенах хранятся многие шедевры средневекового искусства. В их числе – бронзовая купель, отлитая в 1440 г. колокольных дел мастером по имени Якоб, работа которого иллюстрирует мастерство трансильванских литейщиков XV столетия; пышная барочная кафедра проповедника (1680); 39 восточных ковров XVI-XVII вв. Алтарь создан словацким скульптором Иоганном Вестом в 1681 г.; росписи алтаря создавал также словацкий мастер Иеремия Страновий. Интересно, что в качестве прототипов для композиции «Тайная Вечеря» художник использовал своих современников: настоятеля собора и некоторых членов городского совета.



Замковую площадь окружают старинные дома XV-XVII вв. Один из них особенно популярен у поклонников легенды о Дракуле: в этом двухэтажном здании, выкрашенном охрой, родился и провел будущий господарь Валахии Влад Цепеш, ставший прототипом графа Дракулы. Здесь жила его семья, прежде чем Влад II Дракула занял трон Валахии. Сегодня на первом этаже «дома Дракулы» располагается ресторан, а второй этаж занимает музей старинного оружия. Здесь, помимо различных предметов вооружения, можно увидеть потрет австрийского генерала Михаэля Фрайхерра фон Меласа (1731-1806), уроженца Сигишоары. В 1790-х гг. он командовал австрийской армией, вместе с армией А. В. Суворова участвовавшей в изгнании французов из Северной Италии, и его имя не раз появляется на страницах истории, повествующих о славном Италийской походе Суворова, закончившимся знаменитым переходом через Альпы.



На той же самой стороне площади, что и «дом Дракулы», стоит позднеренессансный «Олений дом», названный так по изображению оленьих голов на фасаде. Этот дворянский особняк, построенный в XVII в., позже использовался как административное здание, а сегодня в нем городская библиотека.



Стоящую на вершине Школьного холма «Церковь на холме» называют драгоценным камнем трансильванской архитектуры. Эта укрепленная церковь впервые упоминается в документах 1345 г. Она построена на месте старой романской базилики XII-XIII вв., от которой сохранился только подземный этаж – крипта. Строительство новой церкви продолжалась почти 200 лет и было завершено лишь в 1525 г. Первоначально католическая, церковь была посвящена Св. Николаю, однако после событий Реформации, когда почти все трансильванские саксы приняли лютеранство, церковь с 1547 г. стала главным лютеранским храмом Сигишоары. В ее стенах сохранились росписи, выполненные в 1483-1488 гг. Готический алтарь, посвященный Св. Мартину, датируется 1520 г.; он был расписан Иоганном Ствошем, сыном выдающегося скульптора и живописца Вита Ствоша из Нюрнберга. Деревянные резные скамьи выполнены местным мастером Иоганном Реймутом. В центральном нефе церкви сохранились гербы венгерского короля Матьяша Корвина и его жены Беатрис, трансильванского князя и короля Польши Стефана Батория (1479-1493) и короля Польши и Венгрии Владислава III.



Расположенный в пределах крепостных стен Верхний город постоянно страдал из-за недостатка водных источников. В сравнении с этим условия жизни в
Нижнем Городе (который начал особенно бурно расти с конца XV столетия), были намного лучше. Правда, Нижний Город не был укреплен, и его жители в
случае опасности были вынуждены бросать свои дома и укрываться за стенами Верхнего города. Зато в мирные времена – а их в истории Сигишоары было гораздо больше – жить в Нижнем городе было гораздо удобнее. Сохранившиеся до наших дней дома XVI-XVII вв. наглядно свидетельствуют о благополучии горожан. Почти каждый дом Нижнего города имеет свою собственную историю; в одном, например, некогда жил бургомистр города Иоганн фон Розенталь, казненный за свои темные финансовые делишки; другой дом носит название Венецианского – он построен в XVI в. в стиле венецианской готики, но как этот стиль попал в Сигишоару до сих пор остается загадкой.

Раз в году, начиная с 1992 г., старинные улочки Сигишоары становятся огромным театром под открытым небом: в августе здесь проводится фестиваль средневекового искусства. Актеры, облаченные в средневековые одежды, ставят драматические пьесы, шествующие по улицам музыкальные ансамбли исполняют средневековую музыку, а у стен «дома Дракулы» самодеятельные артисты под бурные рукоплескания разыгрывают сценку казни средневековой колдуньи - в эти дни в особенном почете старинные предания…