Город Сигишоара (венг. Сигешвар, нем. Шоссбург), расположенный в долине реки Тарнава — один из лучше всего сохранившихся средневековых городов Европы. Его называют «жемчужиной Трансильвании». В 1999 г. памятники исторического центра Сигишоары были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Другое прозвание Сигишоары – «Саксонский Нюрнберг». Основанный в 1191 г. как один из центров области трансильванских саксов, этот город, подобно баварскому Нюрнбергу, рос и развивался как город мастеров. Его нижняя часть, расположенная у подножия средневековой крепости, была заселена ремесленниками, образовавшими, как и в других городах Западной Европы, множество цехов и гильдий. К концу XIV в. Сигишоара стала вторым по значению экономическим центром Трансильвании(после Сибиу).
В XIV-XV вв., когда над городом нависла угроза турецкого вторжения,жители Сигишоары начали строить на господствующем над городом холмемогучую крепость с 14 башнями и несколькими бастионами. Каждыйремесленный цех был обязан построить на свои средства и в дальнейшемсодержать один из участков городских укреплений. Так появились башни ибастионы Мясников, Портных, Сапожников, Кузнецов, Канатчиков,Жестянщиков… Весь мир средневекового города оживает в этих названиях.
Сегодня за стенами городской цитадели – в так называемом Верхнем городе- располагается 164 жилых дома и 13 общественных зданий. Выкрашенные вразные цвета средневековые постройки протянулись в два ряда вдоль узкихулочек и переулков, хранящих атмосферу ушедших времен. Наиболееизвестный памятник Верхнего города – Часовая башня, архитектурный символСигишоары. Она известна также под названием башни Совета, так как вXIV-XVI вв. она служила местом заседаний городского совета. Основнымназначением башни являлась защита главных ворот цитадели; в нейрасполагались арсенал и склад боеприпасов. Хранилась здесь также игородская казна: более безопасного места для этого трудно былопридумать, ведь стены башни местами достигают толщины 2,35 м! Крометого, здесь постоянно находился караул из 29 солдат.
Первоначально Часовая башня имела два яруса; позже их число увеличилосьдо четырех, а высота башни сегодня достигает 64 м, из них 39,5 мприходится на остроконечный шпиль. Он заканчивается маленькой золотойсферой, увенчанной флюгером в виде петуха. Четыре маленьких башенки,окружающих центральный шпиль, символизировали судебную автономиюгородского муниципалитета, которому было позволено применять, принеобходимости, смертную казнь.В 1648 г. на башне были установлены часы, отчего она и получила названиеЧасовой. Нынешний часовой механизм уже поздний, он привезен из Швейцариив 1906 г. Помимо стрелок, механизм приводит в движение деревянныефигурки, символизирующие дни недели: например, вторник – день Марса, бога войны, и его символом служит фигурка солдата. Помимо дней недели,здесь можно видеть другие мифологические и символические фигуры: двухангелов, символизирующих день и ночь, богиню Правосудия с весами, богинюМира с оливковой ветвью и богиню войны с мечом в руках.
С 1899 г. в стенах Часовой башни размещается Исторический музей, вкотором, как в зеркале, отражена вся история городских ремесел ипромыслов. Здесь можно увидеть сохранившуюся почти в полнойнеприкосновенности средневековую аптеку со всем оборудованием, а такжесобрание старинных часов. Неподалеку от Часовой башни расположена Монастырская церковь – один излучших памятников трансильванской готики. Первоначально онадействительно являлась церковью доминиканского монастыря, основанного в1298 г. В 1888 г. все постройки монастыря, кроме церкви, были разобраны,а на их месте сооружено ныне существующее здание городской ратуши.Монастырский храм представляет собой типичную для поздней готикитрехнефную церковь; в его стенах хранятся многие шедевры средневековогоискусства. В их числе – бронзовая купель, отлитая в 1440 г. колокольныхдел мастером по имени Якоб, работа которого иллюстрирует мастерствотрансильванских литейщиков XV столетия; пышная барочная кафедрапроповедника (1680); 39 восточных ковров XVI-XVII вв. Алтарь создансловацким скульптором Иоганном Вестом в 1681 г.; росписи алтаря создавалтакже словацкий мастер Иеремия Страновий. Интересно, что в качествепрототипов для композиции «Тайная Вечеря» художник использовал своихсовременников: настоятеля собора и некоторых членов городского совета.
Замковую площадь окружают старинные дома XV-XVII вв. Один из нихособенно популярен у поклонников легенды о Дракуле: в этом двухэтажномздании, выкрашенном охрой, родился и провел будущий господарь ВалахииВлад Цепеш, ставший прототипом графа Дракулы. Здесь жила его семья,прежде чем Влад II Дракула занял трон Валахии. Сегодня на первом этаже«дома Дракулы» располагается ресторан, а второй этаж занимает музейстаринного оружия. Здесь, помимо различных предметов вооружения, можноувидеть потрет австрийского генерала Михаэля Фрайхерра фон Меласа(1731-1806), уроженца Сигишоары. В 1790-х гг. он командовал австрийскойармией, вместе с армией А. В. Суворова участвовавшей в изгнаниифранцузов из Северной Италии, и его имя не раз появляется на страницахистории, повествующих о славном Италийской походе Суворова,закончившимся знаменитым переходом через Альпы.
На той же самой стороне площади, что и «дом Дракулы», стоит позднеренессансный «Олений дом», названный так по изображению оленьихголов на фасаде. Этот дворянский особняк, построенный в XVII в., позжеиспользовался как административное здание, а сегодня в нем городскаябиблиотека.
Стоящую на вершине Школьного холма «Церковь на холме» называютдрагоценным камнем трансильванской архитектуры. Эта укрепленная церковьвпервые упоминается в документах 1345 г. Она построена на месте старойроманской базилики XII-XIII вв., от которой сохранился только подземныйэтаж – крипта. Строительство новой церкви продолжалась почти 200 лет ибыло завершено лишь в 1525 г. Первоначально католическая, церковь былапосвящена Св. Николаю, однако после событий Реформации, когда почти всетрансильванские саксы приняли лютеранство, церковь с 1547 г. сталаглавным лютеранским храмом Сигишоары. В ее стенах сохранились росписи,выполненные в 1483-1488 гг. Готический алтарь, посвященный Св. Мартину,датируется 1520 г.; он был расписан Иоганном Ствошем, сыном выдающегосяскульптора и живописца Вита Ствоша из Нюрнберга. Деревянные резныескамьи выполнены местным мастером Иоганном Реймутом. В центральном нефецеркви сохранились гербы венгерского короля Матьяша Корвина и его женыБеатрис, трансильванского князя и короля Польши Стефана Батория(1479-1493) и короля Польши и Венгрии Владислава III.
Расположенный в пределах крепостных стен Верхний город постоянно страдализ-за недостатка водных источников. В сравнении с этим условия жизни в Нижнем Городе (который начал особенно бурно расти с конца XV столетия),были намного лучше. Правда, Нижний Город не был укреплен, и его жители в случае опасности были вынуждены бросать свои дома и укрываться застенами Верхнего города. Зато в мирные времена – а их в историиСигишоары было гораздо больше – жить в Нижнем городе было гораздоудобнее. Сохранившиеся до наших дней дома XVI-XVII вв. наглядносвидетельствуют о благополучии горожан. Почти каждый дом Нижнего городаимеет свою собственную историю; в одном, например, некогда жилбургомистр города Иоганн фон Розенталь, казненный за свои темныефинансовые делишки; другой дом носит название Венецианского – онпостроен в XVI в. в стиле венецианской готики, но как этот стиль попал вСигишоару до сих пор остается загадкой. Раз в году, начиная с 1992 г., старинные улочки Сигишоары становятсяогромным театром под открытым небом: в августе здесь проводитсяфестиваль средневекового искусства. Актеры, облаченные в средневековыеодежды, ставят драматические пьесы, шествующие по улицам музыкальныеансамбли исполняют средневековую музыку, а у стен «дома Дракулы»самодеятельные артисты под бурные рукоплескания разыгрывают сценку казнисредневековой колдуньи - в эти дни в особенном почете старинные предания…